Суббота, 23.09.2017
Сайт Соломона Кагна
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [10]
Проза [7]
Поэзия [2]
Пародии [16]
Главная » Статьи » Мои статьи

ФИНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ - БУМ ИЛИ КРИЗИС?

Нынешний год начался для финской судостроительной промышленности довольно удачно. Крупнейшая судостроительная фирма Финляндии Кваернер Маса – Ярдс заключила контракт на постройку круизного суперлайнера на сумму около 2 млрд. финских марок. Срок окончания постройки – лето 2002г. Заказ на постройку лайнера позволит обеспечить работой 5000 человек в тече- ние года. Фирма сообщила, что после заключения этого контракта её портфель заказов составил 13 млрд. финских марок.

Судостроение в Финляндии имеет давние традиции. Судостроительная верфь в Хельсинки была построена в1865году, а в Турку в 1737г. Сейчас эта верфь одна из крупнейших в Европе. Обе верфи принадлежат упомянутой фирме Кваернер Маса – Ярдс, которая является характерным представителем судостроительной промышленности Финляндии. За последние 10 лет свыше 25 % построенных в мире больших круизных лайнеров и пассажирских судов сошло со стапелей этой фирмы. Кроме пассажирских фирма строит и суда других типов: танкеры, суда для перевозки сжиженного природного газа, ледоколы, научно – исследовательские суда, ролкеры или суда типа ро-ро с горизонтальным способом погрузки – выгрузки и другие.

Развитию финского судостроения в значительной степени способствовали экономические и технические связи с бывшим Советским Союзом. В течение десятилетий Советский Союз был крупным и стабильным заказчиком финских судостроительных фирм, благодаря чему финская судостроительная промышленность была в значительной степени независимой от мировой конъюнктуры. Расчёты за построенные суда производились по клирингу, т. е. по системе, основанной на зачёте взаимных требований и обязательств. Основным расчётным средством была нефть, колебания цен, на которую вызывали некоторые затруднения в расчётах.

Сотрудничество финских судостроительных фирм с Советским Союзом оказало большое влияние на повышение технического уровня и качества строящихся судов. В результате финское судостроение превратилось за прошедшие десятилетия в передовую мировую отрасль промышленности. Автору этих строк довелось в своё время плавать на судах, построенных в Финляндии для бывшего Советского Союза, в разных регионах земного шара, в том числе в Арктике и в тропиках. Суда финской постройки неплохо зарекомендовали себя в различных условиях плавания. Сравнивая суда, построенные на финских верфях в разные годы, можно было заметить, как значительно изменился их облик.

Стал другим силуэт, оборудование было переведено с постоянного тока на переменный, вместо грузовых лебедок были установлены краны, полностью изменилась система закрытия трюмов: вместо лючин, специальных досок, стала применяться гидравлическая система с дистанционным управлением и многое другое.

После распада СССР советские заказы прекратились. Это привело к сокращению числа финских судостроительных предприятий, но уровень производства остался высоким и продолжает совершенствоваться. Это можно проследить на примере фирмы Маса – Ярдс. Фирма сообщает о постоянных инвестициях, благодаря которым поддерживается высокий производственный и технический потенциал. Так, например, построен новый док в Хельсинки размерами 280х34х9,5 м, в результате чего появилась возможность строительства в доке крупных океанских лайнеров. Недавно фирма объявила о только что законченной программе развития и модернизации, в результате чего верфи фирмы в настоящее время находятся на уровне самых передовых и эффективных судостроительных предприятий в мире. Для выполнения программы было инвестировано около 1,4 млрд. финских марок или приблизительно 230 млн. долларов США.

В последнее время в связи с экономическим положением России заказы на строительство новых судов не поступают. Однако ситуация может измениться. В Арктике обнаружены крупные нефтегазовые месторождения. В результате изыскательных работ установлено, что энергетические запасы арктических морей составляют около 100 млрд. тонн условного топлива. Из них 70 % находятся в Западной Арктике, то есть на шельфах Баренцева и Карского морей. Глубина воды на шельфе не превышает 200-300 м. Существуют планы добычи энергоносителей из шельфа Баренцева моря в первом десятилетии 21 века. Не исключено, что финские судостроительные фирмы могли бы принять участие в строительстве крупных танкеров и судов для перевозки сжиженного природного газа с ледовым усилением корпуса, которые потребуются для транспортировки энергоносителей с шельфа Баренцева моря. Тем более, что за последние годы финское судостроение достигло значительных результатов в строительстве и совершенствовании конструкций судов такого рода.

Однако не все так безоблачно на судостроительном «небосклоне». Дело в том, что судостроительная промышленность Финляндии получает дотации от государства, впрочем, как и во многих других странах. Правительство время от времени заявляет о своих намерениях сократить дотации или даже совсем прекратить дотирование. Судостроители в ответ на это указывают, что сокращение или отмена дотаций приведет к уменьшению конкуренто- способности или даже полной потере её, что, в свою очередь, вызовет свертывание производства, увольнения, рост безработицы.

Несмотря на то, что экономическая депрессия 90-ых годов уже позади, и экономика Финляндии развивается быстрыми темпами, по некоторым прогнозам рост ВНП в течение года составит 4,7 %, уровень безработицы еще не вернулся к докризисной отметке и находится в районе 10 %. Как утверждают некоторые официальные лица из министерства труда Финляндии, в период спада производства только прямые дополнительные расходы, вызванные увеличением безработицы, составили 300 млрд. финских марок или около 50 млрд. долларов США. Эти затраты явились основной причиной роста государственного долга в период депрессии. Понятно, что потеря значительного числа рабочих мест никого не вдохновляет.

Многие специалисты считают, что судостроительная промышленность вообще не может эффективно работать без поддержки государства. Показателен в этом отношении пример США, где в 80-ые годы судостроительная промышленность была лишена дотаций и пришла в упадок, после чего США были вынуждены разрабатывать специальную программу по её возрождению.

Судостроительная промышленность – одна из наиболее развитых отраслей промышленности, которая стимулирует и другие отрасли. Так, например, из общего объёма работ в 5000 человеколет, необходимого для выполнения уже упомянутого контракта, заключённого в начале года фирмой Маса – Ярдс, около половины этого количества будет передано субподрядчикам – представителям малого и среднего финского бизнеса, что положительно скажется на занятости. Кроме того, фирма постоянно создаёт новые рабочие места и имеет хорошие перспективы. В дополнение к солидному портфелю заказов фирма объявила 29 февраля с.г. о подписании протокола о намерениях с фирмой Роял Карибеан о строительстве двух крупных лайнеров, общей стоимостью 1,1 млрд. долларов США.

Но есть и другие обстоятельства, бросающие тень на радужную картину процветания судостроения. Недавно фирма Кваернер сообщила о рекордных убытках за прошлый год в сумме 5,5 млрд. норвежских крон. Из них 142 млн. крон приходятся на долю судостроительных предприятий. Большая часть этой суммы падает на финские верфи Маса – Ярдс. Есть сведения, что фирма Кваернер решила продать все предприятия, не относящиеся к её основной деятельности, такие, например, как судостроительные. Некоторые аналитики предсказывают, что сделка может состояться в ближайшее время. До этого англо-норвежская фирма Кваернер купила судостроительные предприятия в Турку и в Хельсинки у финской фирмы Вяртсиля.

Сменят ли эти верфи своего владельца ещё раз?

«Северный торговый путь», 2000
Категория: Мои статьи | Добавил: solomonkagna (06.12.2007) | Автор: Соломон Кагна
Просмотров: 1929 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz