Понедельник, 20.11.2017
Сайт Соломона Кагна
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [10]
Проза [7]
Поэзия [2]
Пародии [16]
Главная » Статьи » Мои статьи

Погибшие корабли. Факты, загадки, версии.

С незапамятных времен люди стремились в море, несмотря на опасности, связанные с мореплаванием. До наших дней дошло древнее латинское изречение «Плавать по морям – необходимо, жить нет необходимости». Стремление сделать морские путешествия безопасными и комфортабельными привело к постройке в начале XX века самого большого в мире корабля, каковым он являлся в момент его спуска на воду, знаменитого «Титаника». Из-за больших размеров и наличия водонепроницаемых переборок «Титаник» считался непотопляемым. Как известно, первый же рейс «Титаника» закончился трагически. «Непотопляемый» лайнер затонул в Северной Атлантике в апреле 1912 года, столкнувшись с айсбергом. При этом погибло около 1500 человек, в основном из-за недостаточного количества спасательных шлюпок. После этой катастрофы были установлены новые требования к количеству спасательных шлюпок: в них должно было хватать место всем, находящимся на борту. Рекомендованные курсы для судов, пересекающих Атлантику, были проложены южнее, а также был введен ледовый патруль, который продолжает свою деятельность и по сей день.

Известие о гибели «Титаника» достигло судовой верфи в Белфасте, когда там уже началось строительство однотипного с «Титаником» лайнера «Британника». Для того, чтобы подобная трагедия не повторилась, судостроители внесли значительные изменения в конструкцию строящегося лайнера. Была увеличена высота водонепроницаемых переборов, толщина второго дна, междудонное пространство было разделено на отсеки и многое другое.

Компания «Уайт Стар» объявила о том, что лайнер будет обслуживать линию Саутгемптон (Англия) – Нью-Йорк, то есть совершать те же рейсы, которые предназначались «Титанику». Однако началась Первая мировая война, и лайнер был реквизирован и переоборудован в госпитальное судно.

21 ноября 1916 года «Британник» находился в Эгейском море и направлялся на англо-французскую военную базу на острове Лемнос для приема раненых. Когда он находился примерно в 60 километрах к югу от Афин, по неизвестной причине раздался сильный взрыв, и корабль стал тонуть. На воду были спущены спасательные шлюпки, и началась эвакуация экипажа и медперсонала. Однако капитан попытался вывести тонущий корабль на мелководье. Машины работали на полный ход, и винты затянули под корму одну из спасательных шлюпок. Все находящиеся в ней при этом погибли.

Вот как описывают гибель судна очевидцы. «Нос корабля начал погружаться. Дифферент постепенно увеличивался. Вдруг все палубные механизмы начали падать в воду как детские игрушки. Корма поднялась на несколько сот футов в воздух, и корабль с прощальным ревом исчез в глубине моря».

Гибель «Британника» остается одной из загадок в истории морских катастроф. Вскоре после кораблекрушения, в котором погибло 30 человек, британские власти объявили о двух официальных версиях случившегося: корабль был торпедирован или подорвался на мине. Однако остается неясным, почему «Британник», реконструированный с целью повышения живучести после трагического происшествия с «Титаником», затонул в течение 57 минут, то есть в три раза быстрее, чем «Титаник».

Существует еще третья версия гибели «Британника», неофициальная. На борту судна находились взрывчатые или взрывоопасные вещества, в результате взрыва которых «Британник» затонул. Так или иначе «Британник» унес тайну своей гибели на дно морское, где он и покоится на глубине 119 метров на правом борту с отломанной носовой частью вот уже почти 84 года.

С тех пор как погибли «Титаник» и «Британник» судостроение и кораблевождение ушли далеко вперед, однако крупные морские катастрофы не стали достоянием прошлого. Всем памятна трагедия, которая произошла с паромом «Эстония» в 1994 году во время рейса Таллинн – Стокгольм. При этом погибло 850 человек.

В мае – сентябре сего года в Хельсинки с большим успехом прошла выставка «Пропавшие корабли». На выставке были представлены экспонаты от обломков средневековых судов до стенда, посвященного гибели парома «Эстония». Оформление выставки создает настроение, соответствующее ее теме. Царит полумрак… Звучит траурная музыка… Стенды выполнены с подсветкой, позволяющей осмотреть экспонаты, но не нарушающей общей атмосферы полумрака. В качестве экспонатов представлены изображения кораблей, канувших в бездну, а также части корабельного оборудования и предметы судового быта, поднятые со дна моря.

Внимание посетителей привлекает стенд, посвященный голландскому паруснику «Вроу Мария», которой затонул в 1771 году на пути из Амстердама в Санкт-Петербург. Предполагается, что в трюмах судна находятся художественные изделия, закупленные в Голландии для Эрмитажа. Местонахождение парусника было обнаружено группой аквалангистов в прошлом году. С тех пор парусник продолжает покоиться на дне морском, а заинтересованные стороны, в качестве которых выступают с одной стороны государство, а с другой – поисковая группа, делят «шкуру неубитого медведя». Власти заявили, что судно и груз принадлежат государству. Аквалангистам может быть предложена премия за нахождение судна. Закон не обязывает ее выплачивать, это жест доброй воли. Однако аквалангистов такой вариант не устраивает. Представитель поисковой группы пригрозил, что если дело дойдет до судебного разбирательства, то к спору о праве на груз в качестве соистцов могут быть приглашены наследники царской семьи Романовых, так как груз в свое время принадлежал двору императрицы Екатерины II. Министр культуры Финляндии полагает, что сложившаяся ситуация может повлиять на планы подъема «корабля сокровищ».

Катастрофа с «Вроу Марией» обошлась без жертв. По иному сложилась судьба трехмачтового голландского судна «Святой Михаил», совершавшего такой же рейс из Амстердама в Санкт-Петербург. Он наскочил на подводные камни в октябре 1747 года в районе архипелага Науво, недалеко от места гибели «Вроу Марии», и быстро затонул. Экипаж и пассажиры, находившиеся на его борту, погибли.

Несколько стендов посвящены военным кораблям, погибшим в период русско-шведской войны 1788 –1790 годов.

В августе 1788 года шведский линейный корабль «Кронпринц Густав Адольф» и шесть других кораблей стояли на якорях в районе порта Хельсинки и вели наблюдение за противником. Утром, воспользовавшись туманом, русский флот подошел к шведам на расстояние пушечного выстрела. Шведы обрубили якорные канаты и бросились наутёк под защиту береговых батарей Свеаборгской крепости. Все, кроме «Кронпринца Густава Адольфа», командир которого приказал поднимать якоря. Русские приближались, а с подъемом якорей произошла заминка. Однако в конце концов якоря удалось поднять, и «Кронпринц Густав Адольф» попытался уйти от преследования. Возможно, это ему и удалось бы, но, маневрируя, корабль наскочил на неизвестную мель, получил пробоину, и трюм заполнился водой. Русские завладели кораблем, взяли в плен экипаж и захватили богатые трофеи.

В другом морском сражении, которое произошло в июне 1790 года, военное счастье оказалось на стороне шведов. Русские корабли атаковали шведов южнее Котки. В центре боевой линии русских находился фрегат «Святой Николай». Неожиданно ветер переменился и задул в неблагоприятном для русских направлении, их боевой строй смешался, и его центр оказался в окружении шведских кораблей. Фрегат «Святой Николай» получил несколько попаданий в подводную часть корпуса и затонул.

Во второй половине XIX века парусный военно-морской флот был заменен паровым флотом. Однако парус медленно сдавал свои позиции. В российском военно-морском флоте запасное парусное вооружение сохранялось до начала XX века при наличии паровых двигателей. Так, например, канонерская лодка «Кореец», которая была блокирована в нейтральном порту Чемульпо во время русско-японской войны вместе с легендарным крейсером «Варяг», имела вспомогательное парусное вооружение, которое использовалось наряду с паровым двигателем при соответствующих направлении и силе ветра.

В торговом флоте парус продержался еще дольше. На выставке представлен стенд, рассказывающий об одном из последних парусных судов торгового флота. Четырехмачтовый барк «Герцогиня Сесилия» был построен в Германии в 1902 году. В 1921 году был продан одному из финских судовладельцев. В 30-х годах «Герцогиня Сесилия» перевозила пшеницу из Австралии в Европу, пока в один из апрельских дней 1936 года не наскочила на мель у юго-западного побережья Англии и получила повреждения, устранение которых было признано нецелесообразным.

В 1933 был спущен на воду броненосец «Илмаринен», который стал флагманом финского военно-морского флота. «Илмаринен» и однотипный с ним броненосец «Вяйнямейнен», названные в честь персонажей эпоса «Калевала», были первоклассными военными кораблями своего времени, предназначенными для береговой обороны. 13 сентября 1941 года «Илмаринен» находился в 25 милях к югу от шхер, протянувшихся вдоль юго-западного берега Финляндии. Неожиданно корабль резко накренился и перевернулся. В положении вверх килем броненосец находился 4 минуты, а затем быстро погрузился кормой вперед. Причина гибели броненосца не установлена. По одной из версий корабль наткнулся на минное поле, поставленное русскими. По другой – течь образовалась в результате того, что под ударами волн разошлись листы обшивки корпуса. Впрочем, на выставочном стенде приводится только одна версия – взрыв мины и не в качестве версии, а как точно установленная причина, вероятно для того, чтобы не искушать без нужды посетителей выставки размышлениями о различных версиях гибели броненосца.

Последний стенд выставки посвящен гибели парома «Эстония». Он представляет собой натуральный спасательный плотик, смонтированный на основании, задрапированном синей тканью, которую при некоторой доле воображения можно принять за бушующее море. На таких плотиках удалось спастись части экипажа и пассажиров.

«Морские медленные воды» время от времени проявляют свой буйный норов, унося в пучину корабли и человеческие жизни. Хотя опытные моряки говорят, что дело тут не только в разбушевавшейся морской стихии, и большинство кораблекрушений происходит из-за пренебрежения азбучными истинами хорошей морской практики. Возможно, это так и есть.

«Северный торговый путь», 2000
Категория: Мои статьи | Добавил: solomonkagna (06.12.2007) | Автор: Соломон Кагна
Просмотров: 2981 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz