Суббота, 23.09.2017
Сайт Соломона Кагна
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [10]
Проза [7]
Поэзия [2]
Пародии [16]
Главная » Статьи » Мои статьи

Сокровища на дне моря.

Летом прошлого года на дне Балтийского моря было найдено голландское судно, пролежавшее там 228 лет. Эта находка стала сенсацией в морской археологии. Кроме того, в соответствии с архивными документами, на борту судна находился груз произведений искусства, представляющих большую художественную ценность. Впрочем, о характере груза можно судить только по архивным документам, а о его сохранности после пребывания более 200 лет в морской воде, можно высказывать только более или менее вероятные предположения, так как судно до сих пор покоится на дне морском – там где его обнаружили.

Эта история, закончившаяся морской катастрофой, началась в августе 1771 года в Амстердаме. После смерти одного известного в Голландии коллекционера произведений искусства с аукциона продавалась его коллекция. Три торговца художественными ценностями, не разглашая имен своих клиентов, приобрели крупную партию полотен живописи, золотых и серебряных ювелирных изделий и художественного фарфора. Эти сокровища были погружены на судно «Вроу Мария». Голландское слово «вроу» можно перевести как госпожа, дама. Капитаном и владельцем этого судна был опытный голландский мореплаватель, имеющий большой опыт плавания в Балтийском море. «Вроу Мария» вышла из Амстердама и взяла курс на Санкт-Петербург. Сокровища предназначались для Эрмитажа.

Эрмитаж был основан в 1764 году императрицей Екатериной II, как ее частное собрание художественных ценностей. В переводе с французского слово «эрмитаж» означает место уединения. После основания Эрмитажа его коллекция постоянно пополнялась, в частности посредством покупки произведений искусства на аукционах в городах Европы, среди которых Амстердам занимал не последнее место. Коллекционирование голландской живописи XVII века было очень популярно в северной Европе в XVIII-XIX веках. Собранная в Эрмитаже коллекция голландской живописи этого периода в настоящее время известна во всем мире. Для посещения публики «место уединения» было открыто только в 1852 году при императоре Николае I.

23 сентября 1771 года «Вроу Мария» прибыла для таможенного досмотра в порт Хельсингер, расположенный на северо-западном побережье острова Зеландия. Англичане произносят это название как «Эльсинор». Это тот самый Эльсинор, где находится королевский замок Кронберг, в котором происходит действие трагедии В. Шекспира «Гамлет, принц Датский». По документам «Вроу Мария» могла взять на борт 268 тонн груза. Для таможенного досмотра была предъявлена только шестая часть этого количества. В соответствии с сохранившимися архивными документами это были обычные бакалейные товары. Груз, предназначавшийся для двора императрицы Екатерины II, не подлежал обложению таможенными пошлинами, не досматривался и не декларировался. Вследствие этого не известно какие именно произведения искусства находились на борту судна. Однако при изучении архивных документов удалось установить, что в числе других произведений искусства Екатерине II были отправлены два шедевра, с которых ранее были сняты копии. Это работы двух известных мастеров XVII века. Одна из них представляет собой гравюру на медной пластине с изображением мальчика, пасущего быков. Автор гравюры известный своими работами, изображающими пасторальные сцены с фигурами животных, голландский живописец Паулюс Поттер. Вторая – триптих, выполненный учеником Рембранта Герардом Доу, работы которого в настоящее время представлены в коллекциях Эрмитажа и Лувра. Конечно, трудно судить о том, что произошло с этими шедеврами за более чем двести лет пребывания в морской воде, но если они будут подняты с морского дна и окажутся в хорошем состоянии, то при определении их стоимости, как полагают эксперты, счет может пойти на миллионы.

Третьего октября шторм пригнал «Вроу Марию» к архипелагу Науво, расположенному в Ботническом заливе, немного севернее 60-ой параллели. Эту часть Ботнического залива, расположенную между западным побережьем Финляндии и Аландскими островами, финны называют Сааристомери, что в переводе означает Шхерные воды из-за множества разбросанных здесь небольших скалистых островов. В этом месте судно напоролось на каменистую банку. «Девятый вал» смыл судно с банки, но лишь для того, чтобы ударить его о подводный камень. При этом был потерян руль и судно дало течь. Для того, чтобы волны и ветер не разбили судно о скалы в опасном для плавания месте, моряки бросили якоря. Шесть дней команда боролась за спасение судна, откачивая воду, поступающую через пробоину. На седьмой день, девятого октября, ветер неожиданно усилился. Резкий порыв ветра оборвал якорные канаты, и буря погнала судно по направлению к Финскому заливу, не достигнув которого «Вроу Мария» погрузилась на дно.

16 октября капитан погибшего судна представил декларацию о морской аварии в городе Турку. Была спасена только небольшая часть судового груза, в основном имущество самого капитана. Предпринятые поиски затонувшего судна не дали ни каких результатов. Вскоре была потеряна всякая надежда его найти и история «Вроу Марии» с грузом сокровищ на борту превратилась в миф.

Миф о голландском паруснике и его бесценном грузе начал будоражить воображение кладоискателей тридцать лет назад, когда один из финских историков в процессе своих исследований случайно натолкнулся на архивные материалы о «Вроу Марии». При изучении архивных материалов удалось найти сведения о грузе на борту «Вроу Марии», погодных условиях и другие подробности.

Три года назад была создана поисковая группа, которая после большой подготовительной работы приступила к поиску судна в июне прошлого года. Так как на месте последней якорной стоянки затонувшего судна не оказалось, поиски велись от этого места в направлении преобладающих в этом регионе ветров. Остов затонувшего судна был обнаружен недалеко от острова Юрмо. Судно находится на глубине 41 метра, на мягком грунте, почти на ровном киле с небольшим креном. По утверждениям аквалангистов корпус судна не имеет заметных повреждений. Длина судна 25м, ширина 6,8 м.

Глубина 41 м, на которой находится остов «Вроу Марии», не доступна для обычных аквалангистов. Погружение на такую глубину требует специального снаряжения и профессиональных навыков. Тем не менее, ведомство морской охраны объявило о том, что место нахождения остова судна взято под наблюдение.

Кроме сокровищ, находящихся в трюмах «Вроу Марии», большую историческую ценность представляет сам остов затонувшего судна голландской постройки как вещественное свидетельство достижений кораблестроения того времени. В XVII-XVIII веках Голландия, или как она называлась в то время Республика Соединенных провинций, была одной из наиболее передовых европейских держав, в которой мореплавание и кораблестроение достигли высокого уровня. Как известно, Петр I выбрал Голландию местом своего обучения кораблестроительному делу. Многие голландские слова вошли в русский язык в качестве морских и судостроительных терминов, такие, например, как мачта, шлюпка, буксир, руль и т.д. Список можно многократно продолжить. Голландский адмирал де Ройтер, известный своими успехами в боевых действиях против английского и французского флотов во второй половине XVII века, входит в число самых знаменитых адмиралов планеты за последние четыре столетия. В том случае, если «Вроу Мария» будет поднята и помещена в музей, этот экспонат станет не менее популярным, чем легендарный британский чайный клипер «Катти Сарк» или плот «Кон-Тики», на котором известный норвежский этнограф и археолог Тур Хейердал с пятью спутниками совершил свое знаменитое путешествие в 1947 году от Перу до Полинезии, проплыв по Тихому океану около восьми тысяч километров за сто одни сутки. Эти экспонаты хранятся в настоящее время в музеях Лондона и Осло.

Стоимость работ по подъему и консервации «Вроу Марии» оценивается в 37 миллионов финских марок. Еще 150 миллионов марок надо затратить на строительство нового здания музея, в котором будет помещен экспонат.

В связи с возможностью подъема затонувшего судна возникают некоторые правовые коллизии. По мнению официальных лиц из музейного ведомства остов судна, его снаряжение и груз должны перейти в собственность государства, причем безвозмездно. Поисковая группа, нашедшая затонувшее судно и затратившая на проведение подготовительных и поисковых работ значительное количество средств, сил и времени, придерживается несколько иного мнения. Члены поисковой группы хотели бы получить разъяснения какие они имеют права на затонувшее судно и его груз в соответствии с морским законом. В данном случае могут быть применены закон об охране памятников старины и морское право. Между ними нет принципиальных противоречий, но они трактуют разные стороны проблемы. В соответствии с законом об охране памятников старины останки затонувших судов по прошествии ста лет считаются памятниками старины и работы с ними запрещены без специального на то разрешения. Неясным остается вопрос о грузе, который не относится к оборудованию судна. Возможно, что на часть груза судна может предъявить претензии голландская страховая компания, к которой перешли страховые документы, выданные более двухсот лет назад. Морское право гарантирует нашедшему затонувшее судно право на подъем судна и его груза, причем владельцы судна и груза должны выплатить вознаграждение в соответствии с законом.

Этим летом предполагается продолжить работы на месте нахождения остова «Вроу Марии». Кроме сбора сведений, необходимых для организации и проведения работ по подъему затонувшего судна будет снят документальный фильм.

Северный торговый путь, 2000
Категория: Мои статьи | Добавил: solomonkagna (06.12.2007) | Автор: Соломон Кагна
Просмотров: 985 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz